Друзья, всем привет!
Сегодня я расскажу вам, как применял Канбан для управления инновациями, когда работал в высокотехнологичном подразделении S7 Techlab группы компаний С7. Это будет длинная история в трёх частях.
С чего всё началось
Руководитель группы Lean&Agile адаптации С7 ТехЛаб и по совместительству AKC в Канбан Университете с головой погружается в запуск Инновационного центра и принимает решение использовать Канбан на всех этапах работы. Но он совершенно не ожидает, к чему всё это приведет…
Зачем вообще инновации?
- Для пиара.
- Чтобы обогнать конкурентов и задизраптить рынок.
- Потому что старые решения уже не работают, т.к. изменился контекст.
Как обычно находят инновационные решения
- Создают отдельное подразделение со своей кухней. Выделенный бюджет, команда, процессы.
- Используют продуктовые подходы, практики и инструменты. Lean Startup, Design Thinking, Design Sprints, CusDev и т.д.
- Запускают короткие циклы поиска и валидации клиентских проблем. Длина итерации от недели до месяца.
Но что если у нас другой контекст?

Две рабочие гипотезы
Первая
Если мы создадим Инновационный центр, который находит инновационные решения бизнес-задач с помощью Data Science, мы:
- поможем бизнесу обогнать конкурентов;
- задизраптим рынок;
- круто пропиаримся.
Вторая
Если мы будет управлять потоком инноваций с помощью Канбан-метода, мы:
- снимем напряжение с команды из-за отсутствия дедлайнов в виде спринтов и перегрузок;
- сохраним прозрачность потока работ;
- проконтролируем вытягивания новых опционов;
- сделаем поставку инновационных решений предсказуемой на основе метрик.
Часть первая. Запуск
Инновационный Центр как сервис
Изначально я посмотрел на Инновационный Центр, как на сервис. В котором были неудовлетворенные бизнес-заказчики, которые что-то хотели, сам Центр, выполняющий хотелки бизнес-заказчиков и удовлетворенный бизнес-заказчики с решением на основе данных.

Анализ запросов
Далее я провел анализ запросов.

Визуализация рабочего процесса
После этого я визуализировал рабочий процесс.

Сквозной рабочий процесс
И получил вот такой сквозной рабочий процесс.

Метод отбора опционов для пополнения очереди
Изначально мы решили наполнить очередь теми задачами, которые были легче всего с точки зрения реализации и по которым были данные. То есть использовали метод «низко летящих фруктов».

В инновационном центре было несколько команд, у каждой была своя Канбан-доска и визуализированный поток работ.

Явные правила
Также мы выработали явные правила, по которым стали работать.

Точки принятия обязательств
Определили точки принятия и возврата обязательств:

Каденции
И ввели следующие каденции:

Результат первого квартала работы

Руководитель Инновационного Центра, как лидер

Часть вторая. Развитие
К сожалению, наш руководитель нас быстро покинул и пришло время ситуативному лидерству. Роль руководителя взял на себя СТО.

Мы обновили метод отбора опционов для пополнения очереди. Теперь у нас был фильтр принятия решений «Классные высоко-технологичные задачи»:

Также мы ввели встречу по уточнению бэклога инноваций:

Разобрались с процессами поставки инноваций:

Провели первую ретроспективу:

Результат второго квартала оказался не очень:

Проблема заключалась в том, что новый руководитель ИЦ был перегружен. Надо было что-то предпринять.
Часть третья. Кульминация
В начале третьего квартала работы Инновационного Центра СТО пришел и сказал, что он больше не вывозит ИЦ и основную работу. Кому-то надо было подхватить инициативу и я вызвался взять это на себя.

К тому времени у нас уже в третий раз поменялся подход к отбору опционов. Теперь это была модель скоринга:

В модели было четыре параметра:
- Оценка новизны идеи.
- Оценка потребности бизнесом.
- Оценка рыночного эффекта.
- Оценка реализуемости экспертом.
Я начал работать над восходящим или Upstream Канбаном:

И еще я немного переделал сквозной процесс и определил новые точки принятия и возврата обязательств:

Дальнейшие планы
- Запуск автоматизированной платформы Data Science as a Service.
- Повышение скорости скоринга идей.
- Наполнение бэклога идей с учетом текущего контекста группы компаний.
- Поиск внешних контрагентов для продажи идей, не внедренных в группе компаний.
- Поиск и привлечение грантов.
Но в этот момент наступило СВО и Инновационный центр лишился финансирования, так как у компании поменялись приоритеты.
Результаты
По окончанию третьего квартала работы мы достигли следующих результатов:


Экономический эффект от использования Канбана
- Внедрено 6 (из 7) инновационных решений, не имеющих аналогов.
- Поставка готовых инноваций стала предсказуемой и управляемой в рамках квартала.
- Анализ задержек позволил ускорить создание платформы DSaaS.
- Прогнозируемый экономический эффект от внедрения инноваций для ГК С7 в 50 раз превысил расходы на Инновационный Центр.
Социальный эффект от использования Канбана
- Канбан помог создать прозрачный сквозной процесс внедрения инновационных решений в ГК С7.
- Команда не испытывала перегрузок.
- Заказчики участвовали в вытягивании новых опционов и были вовлечены в работу на всех этапах инновационной деятельности.
Рекомендации
- Наймите сильного, постоянного менеджера с фокусом на результат.
- Обучите команду руководителей Канбану. Программа–минимум – Kanban System Design.
- Консультируйтесь у эксперта уровня KCP (Kanban Coaching Professional) и выше.
