Друзья, всем привет!
Сегодня расскажу о том, как я применял Канбан-метод для управления продуктовой трансформацией в СберЗдоровье.
Что такое СберЗдоровье (данные на сентябрь 2023)?
- 17,8 млн пациентов записались через сервис СберЗдоровье.
- 800 000 отзывов на сайте.
- 532 000 человек по страховой защитой СберЗдоровья.
- 1200 сотрудников.
- 7600 клиник-партнеров.
- 2 000 000 000 рублей оборот в год.

Начну с небольшого каминг-аута – я против продуктовой трансформации. За почти девять лет работы в Agile я повидал много ее вариантов. Как выглядит “классическая трансформация”:

- Страх. Люди боятся, что их уволят.
- Сопротивление. Люди начинают сопротивляться изменениям, чтобы сохранить статус кво.
- Хаос. Из-за страха и сопротивления появляется хаос. Люди нервничают и хуже работают.
Я за эволюционные процесс изменений:

При этом у данного подхода тоже есть свои минусы:
- Нет финальной картинки. Менеджмент не понимает, что будет в конце.
- Нет дорожной карты. Менеджмент не понимает, как будет проходить трансформация.
- Не ясен бюджет. Менеджмент не понимает, сколько это будет стоить.
Нужно найти баланс между классической и эволюционной трансформацией:

Рецепт продуктовой трансформации от СберЗдоровья с помощью Канбана
Вот как выглядит продуктовая структура:

Зачем нужна трансформация, если команды и стримы уже есть?
Текущие проблемы в работе команд:
- С точки зрения стейкхолдеров: долго, дорого, ничего не понятно.
- С точки зрения продакт менеджеров: долго, ничего не понятно и непрозрачно, “откуда взялся этот бэклог”?
- С точки зрения команд: зачем мы это делаем? Почему такие сроки? Где общие цели?
- С точки зрения ИТ-менеджмента: у команд нет функциональных руководителей, нет развития и повышения уровня зрелости, нет работы от метрик и нет понимания, какие метрики есть?
Цели трансформации:
- С позиции стейкхолдеров:
- Сокращение времени разработки
- Повышение пропускной способности
- Сокращение стоимости разработки
- Понятные метрики разработки
- Единые цели
- С позиции продакт-менеджеров:
- Сокращение времени разработки
- Повышение пропускной способности
- E2E команды, закрепленные за доменами
- Работа с беклогом от метрик продукта
- Единые цели
- С позиции команд:
- Вовлечение команды в развитие продукта,
- Работа с беклогом от метрик продукта
- Управление сроками разработки
- Единые цели
- С позиции ИТ-менеджмента:
- Развитие команды тимлидом
- Развитие команды и продукта на основе метрик
- Повышение зрелости команд
Откуда приходит запрос на трансформацию?
- Сверху. Совет директоров решает, что нужно провести продуктовую трансформацию.
- Сбоку. Консультанты предлагают провести продуктовую или Agile-трансформацию.
- Снизу. Мидл-менеджмент решает, что нужна трансформация.
История трансформации СберЗдоровья:

Заказчик хочет в финале трансформации заранее определенный состав команд и ролей:

Заказчик сам начал этот процесс «снизу» и «в тайне» от всех:

Заказчик хочет всё и сразу:

Хаос на всех уровнях:

Чем здесь может помочь Канбан?
Если посмотреть на происходящее через призму KMM, то мы увидим: компания сфокусирована на уровне ML1.

Гипотеза: «Если перейти на уровень ML2, мы достигнем целей трансформации».
Выгоды от перехода на уровень зрелости ML2
Экономические выгоды:
- Сокращение времени выполнения от 10 до 50%.
- Повышение % удовлетворенных клиентов.
- Снижение % неудовлетворенных клиентов.
- Повышение пропускной способности в два раза.
Социальные выгоды
- Общее понимание, как люди, команды и юниты взаимодействуют вместе, чтобы что-то доставить клиенту.
- Повышение уровня менеджерских навыков у руководителей.
- Отдельные сотрудники и целые команды освобождены от низко-уровневых процессных ритуалов.
- Готовность решать более сложные бизнес-проблемы.
Четыре категории барьеров на пути к ML2
- Нет ответственности за сервис. Отсутствие обучение Канбану у менеджеров, отсутствие роли Менеджера потока или Менеджера сервиса поставки.
- Сервис не представлен с точки зрения клиента. Сервис не ориентирован на конечного потребителя, отсутствие сервисной ориентации или фокуса на клиенте.
- Одержимость организационной структурой. Копирование существующих организационных структур, использование стандартов организационных структур.
- Инертность из-за инструментов. Устаревшие инструменты.
Первое правило Канбана – не говорите о Канбане.

Будьте терпеливы. Обходите препятствия, как вода обходит камни

Сделайте процесс явным

Визуализируйте работу по трансформации

Начните с того, что есть сейчас. Проведите аудит:
Источников неудовлетворенности
Типов работ
Рабочих процессов
Встреч
Метрик
Добавьте роль менеджера сервиса поставки:

Делайте сервис с фокусом на клиента. ML2:

Поощряйте лидерство на всех уровнях:

Двигайтесь поэтапно. Например, я начал с того, что запустил трансформацию в одном бизнес-юните и постепенно перешел ко второму, а третий оставил на самый конец, потому то там было сложно договориться с продакт-менеджером.

Покажите, кто где будет после трансформации:

Измеряйте и показывайте результат мидл-менеджерам и линейным руководителям:

Измеряйте и показывайте результат CEO и CIO:

Резюме
Рецепт продуктовой трансформации от СберЗдоровья:
- Сделайте процесс трансформации явным. И по возможности возглавьте его.
- Визуализируйте процесс трансформации. План, дорожная карта, доска с задачами.
- Будьте терпеливы. Обходите препятствия, как вода обходит камень.
- Двигайтесь поэтапно. Разделите работу на блоки и небольшие шаги.
- Поощряйте лидерство на всех уровнях. Слушайте команду, используйте идеи, которые она предлагает.
- Измеряйте и показывайте результат. CEO, CIO, мидл- и линейному менеджменту.

Используйте ценности, принципы и практики Канбана и у вас будет предсказуемая и управляемая трансформация.