Предисловие
Друзья,
всем привет!
К написанию этой заметки меня побудил вопрос начинающего знакомого скрам-мастера, с которым раньше мы работали в одной команде. На прошлой неделе она написала мне:
«Игорь, привет!…
Как это обычно бывает, я скинул ей ссылку на ретромат и успокоился. Но она снова написала:
«Да, эту мне уже скидывал и)))
Но там не написано какие выводы из упражнений нужно делать)
Спасибо)»
Пришлось сесть и подумать, как же быстро ей ответить? Так и появилась эта история.
FeatureBan 3.0 – материалы на русском языке
Теория
Ретроспективы бывают разные. И по длительности, и по целям. Может быть ретроспектива итерации, ретроспектива проекта, ретроспектива работы нескольких подразделений за длительный промежуток времени (квартал, полугодие, год).
Целью первой может быть улучшение процесса работы, целью второй – систематизация выученных на проекте уроков, – целью третьей – улучшение взаимодействия между подразделениями.
Для всех трех форматов я обычно использую алгоритм конструирования ретроспективы из книги «Agile ретроспектива. Как превратить хорошую команду в великую» Эстер Дерби и Дианы Ларсен.
Состоит алгоритм из пяти шагов:
- Открытие.
- Сбор данных.
- Генерация идей.
- Составление плана действий.
- Закрытие.
В виде картинки все можно представить вот так:
Опишу коротко каждый шаг.
Открытие
На данном шаге ваша задача, как фасилитатора, погрузить команду в игровое состояние. На вопрос «Зачем?» отвечу так: в игре мы учимся, мы чувствуем себя безопасно, мы лучше усваиваем новую информацию. На открытии вы можете померять эмоции, с которыми пришла группа, их вовлеченность во встречу.
Для этого есть следующие идеи:
- Какой-ты супер герой?
- Бодрый Борис.
- Давайте послушаем тишину.
Тайминг: ~ 10 % времени.
Сбор данных
На второй шаг вы приходите с группой в состоянии игры. И это очень классное состояние для сбора данных за итерацию/проект/период времени. Цель данного этапа – найти то хорошее, что мы будем повторять делать, как команда, и выявить зоны роста.
Здесь можно использовать:
- Временная линия.
- Кораблик.
- Рыбий скелет.
Тайминг: ~ 20 % времени.
Генерация идей
Когда мы набрали достаточно информации из прошлого, переходим на третий этап – генерацию идей. Его задача вывести группу за рамки обычных решений, позволить творческому взять верх над логическим на какое-то время. Подумать за пределами коробки. Здесь хорошо подойдут такие приемы, как:
- Брейншторминг.
- Матрица идей.
- World Cafe.
Придумайте еще варианты. Их правда очень много!
Тайминг: ~ 30 % времени.
Составление плана действий
После того, как мы побрейнштормили проблемы со второго этапа, самое время начать путешествие на землю к конкретным действиям. Цель данного этапа – составить и ранжировать список конкретных улучшений для нашей будущей работы или процесса.
Здесь могут быть такие упражнения для группы:
- Голосование точками.
- Молчаливое ранжирование.
- Потратьте 100$
И так далее. Самое важное – это конкретные действия. Вы спросите меня: «А как же ответственные?». Отвечу так: мы действительно можем назначить ответственных прямо на этом этапе (например, кто-то очень хочет что-то сделать).
Но также мы можем использовать второй вариант: взять пару улучшений в следующую итерации и выполнить их командой. Почему вам может понадобиться второй вариант? Очень часто на ретроспективе особенно в начинающих командах бывает так, что никто не готов брать на себя обязательства. И это нормально. Поэтому мы спокойно можем предложить второй вариант.
Тайминг: ~ 30 % времени.
Закрытие
Последний шаг ретроспективы – закрытие. На этом шаге вы окончательно возвращаете команду с небес на землю, то есть из игрового состояние в рабочее. Зачем? Ну, тут всё очевидно. Чтобы ребята вернулись к работе с рабочим настроением и чувство эффективно вложенного времени в прошедшую встречу.
Как этого добиться:
- Одно слово.
- Благодарность.
- Интересно и полезно.
Тайминг: ~ 10 % времени.
Продолжительность ретроспективы
Приведу пример длительности ретроспективы для фреймворка Скрам
Спринт, нед. | Ретро, час |
4 | до 3 |
2 | до 1,5 |
1 | до 45 мин |
Что дальше?
Дальше ваша задача сделать так, чтобы в следующую итерацию обязательно попало минимум одно улучшение с ретроспективы. Сделать это легко:
- Создаейте новый рабочий элемент в бэклоге продукта или сервиса и запишите на нем, о чем договорились.
- На спринт-планировании оцените элемент, как обычно, и возьмите в бэклог спринта.
Заключение
Когда пару дней спустя я отправил знакомой первый набросок концептуальной карты, она ответила, что уже провела ретро и прислала фотки со своей довольной моськой. Я конечно выругался на себя за медлительность. Но потом понял, что очень рад за знакомую и благодарен за мотив поделиться опытом.
Верю, что он точно будет полезен всем начинающим скрам-мастерам.
P.S. А когда у вас совсем нет времени, подойдет старое доброе «плюсы» и «дельта-плюсы». Только обязательно используйте «дельта-плюсы» вместо «минусов». Фокус на позитиве – очень важная составляющая успешной ретроспективы.
Удачи, друзья!
1 thought on “Пять шагов Agile рестроспективы”
Comments are closed.