Здравствуйте, друзья!
Сегодня я хочу поделиться опытом фасилитации планирования спринта в Скраме.
FeatureBan 3.0 – материалы на русском языке
Когда в 2016-м году я пришел на работу скрам-мастером в Альфа-Лабораторию, я не знал, как правильно проводить планирование спринта и по-началу совершал много ошибок.
Позже, когда я уже сам работал консультантом в компании Скрамтрек, я проанализировал эти ошибки и понял, что основной причиной была нехватка опытного наставника рядом. Если бы кто-нибудь тогда рассказал мне простыми словами, как правильно проводить это собрание, всё могло бы быть по-другому.
К написанию этого поста меня побудила работа с одной из команд клиента. Хотелось быстро и лаконично передать Скрам-мастеру, Команде разработки и Владельцу продукта опыт фасилитации встречи.
Пример планирования спринта
Первый опыт фасилитации данного события случился со мной в Альфа-Лаборатории. Я тогда только вошел в роль скрам-мастера и изучал скрам на практике. Спросить опыта было практически не у кого. Меня окружали такие же начинающие скрам-мастера. Мы выживали как могли 🙂
В нашей версии планирование спринта выглядело так:
- Мы располагались возле проектора и ВКС рядом с Белой стеной.
- Владелец продукта приносил на планирование спринта заранее подготовленный и оцененный список требований (элементов бэклога продукта).
- Список элементов уже был отсортирован в приоритетном порядке.
- По очереди команда разработки проходилась по каждому элементу и обсуждала, сможет ли она сделать его или нет с учетом текущих возможностей (отпуска, болезни).
- Если ответ был утвердительный, то команда разработки брала задачу в бэклог спринта.
- Если ответ был отрицательный, команда обсуждала, что можно сделать по этому элементу здесь и сейчас.
- Владелец продукта отвечал на вопросы команды разработки, когда что-то было непонятно.
- Под конец планирования мы проверяли, что набрали такой же объем задач, как и в прошлом спринте. А если наблюдалась разница между объемами, команда разработка принимала решение – оставить разницу или нет. Иногда команда брала больше, чтобы проверить свои максимальные возможности.
- Иногда команда разработки спорила с владельцем продукта, так как он старался протолкнуть как можно больше задач в бэклог спринта.
- Иногда мы формировали цель спринта.
- Почти никогда мы не составляли план реализации элементов бэклога продукта, которые попадали в бэклог спринта.
- Почти никогда мы не обсуждали, что необходимо сделать, чтобы реализовать инкремент.
Позже была еще пара запомнившихся мне кейсов. В первом случае команда ушла с планирования из-за того, что Владелец продукта пришел неподготовленный. И это был негативный опыт.
Во втором Владелец продукта вообще не пришел, но Бэклог продукта был настолько подготовлен, что команда разработка сама принимала решение, что брать, наполнила бэклог спринта и спланировала работу самостоятельно. И это был мега-кайф.
Алгоритм планирования спринта
Проанализировав этот опыт и перечитав множество раз Скрам-гайд, я подготовил вот такой флип-чарт для скрам-мастера, с которым работал.
Она воспользовалась им на ближайшем планировании и рассказала, что он помог ей быстро объяснить всем участникам, что и как нужно делать.
Более подробно я описал алгоритм проведения планирования спринта с комментариями к Скрам-гайду в отдельном посте. Приглашаю вас ознакомиться с ним.
Там же я привел типовые ошибки проведения этой встречи.
Заключение
На сегодняшний день фреймворк Скрам остается ведущим и самым распространенным в больших компаний. Ежедневно одна треть посетителей блога приходит именно по запросу «планирование спринта».
Я понимаю, что не в каждой компании удасться выполнить все, что написано в алгоритме и провести условно идеальное планирование. Но может быть это вам и не нужно?
Самое главное, на мой взгляд, что происходит на планировании – это общение между участниками команды и владельцем продукта. Когда команда формулирует цель спринта, когда обсуждает возможные риски, связанные с ее достижением, это уже хорошо.
Мы, как агенты изменений, можем приблизить эту встречу к максимально идеальной. Но всегда стоит задавать себе вопрос: «Для чего мы это делаем?» И только получив честный ответ, двигаться дальше.
С вами был Игорь, удачного планирования!
1 thought on “Планирование спринта в Скрам. Опыт Альфа-Лаборатории”
Comments are closed.