Планирование спринта в Скрам

Сегодня я хочу поделиться опытом фасилитации планирования спринта в Скраме.

К написанию этого поста меня побудила работа с одной из команд клиента. Хотелось быстро и лаконично передать Скрам-мастеру, Команде разработки и Владельцу продукта опыт фасилитации встречи. В результате получился вот такой алгоритм.

Рис. 1. Алгоритм фасилитации планирования спринта.

Предыстория

Первый опыт фасилитации данного события случился со мной в Альфа-Лаборатории. Я тогда только вошел в роль скрам-мастера и изучал скрам на практике. Спросить опыта было практически не у кого. Меня окружали такие же начинающие скрам-мастера. Мы выживали как могли 🙂

В нашей версии планирование спринта выглядело так:

  1. Мы располагались возле проектора и ВКС рядом с Белой стеной.
  2. Владелец продукта приносил на планирование спринта заранее подготовленный и оцененный список требований (элементов бэклога продукта).
  3. Список элементов уже был отсортирован в приоритетном порядке.
  4. По очереди команда разработки проходилась по каждому элементу и обсуждала, сможет ли она сделать его или нет с учетом текущих возможностей (отпуска, болезни).
  5. Если ответ был утвердительный, то команда разработки брала задачу в бэклог спринта.
  6. Если ответ был отрицательный, команда обсуждала, что можно сделать по этому элементу здесь и сейчас.
  7. Владелец продукта отвечал на вопросы команды разработки, когда что-то было непонятно.
  8. Под конец планирования мы проверяли, что набрали такой же объем задач, как и в прошлом спринте. А если наблюдалась разница между объемами, команда разработка принимала решение – оставить разницу или нет. Иногда команда брала больше, чтобы проверить свои максимальные возможности.
  9. Иногда команда разработки спорила с владельцем продукта, так как он старался протолкнуть как можно больше задач в бэклог спринта.
  10. Иногда мы формировали цель спринта.
  11. Почти никогда мы не составляли план реализации элементов бэклога продукта, которые попадали в бэклог спринта.
  12. Почти никогда мы не обсуждали, что необходимо сделать, чтобы реализовать инкремент.

Позже была еще пара запомнившихся мне кейсов. В первом случае команда ушла с планирования из-за того, что Владелец продукта пришел неподготовленный. И это был негативный опыт.

Во втором Владелец продукта вообще не пришел, но Бэклог продукта был настолько подготовлен, что команда разработка сама принимала решение, что брать, наполнила бэклог спринта и спланировала работу самостоятельно. И это был мега-кайф. 

Наше время

Проанализировав прошлые ошибки, понаблюдав за текущими командами, изучив вдоль и поперек Скрам-Гайд, я понял, что если бы кто-нибудь тогда рассказал мне простыми словами, как проводить это собрание, всё могло бы быть по-другому.

Наблюдения я решил зафиксировать на флипчартах. И вот что получилось. 

Планирование спринта. Ч.1. Что будет сделано?
Планирование спринта. Ч. 2. Как будет выполнена работа?

Две основные темы встречи

  1. Что будет сделано?
  2. Как будет сделано?

Участники

  • Владелец продукта.
  • Скрам-мастер.
  • Команда разработки.
  • Приглашенные эксперты.

Пререквизиты

Обязательной частью успешного планирования спринта являются:

  1. Бэклог продукта.
  2. Последний инкремент.
  3. Прогноз возможностей команды разработки.
  4. Статистика производительности команды разработки.

Эта информация помогает сделать встречу более предметной.

Цель встречи

Определить:

  1. Над чем будет работать команда разработки?
  2. Каким будет инкремент?
  3. Как организовать работу, чтобы получить инкремент?

Понимая цель встречи, легче почувствовать успешность ее завершения.

Алгоритм

  1. Владелец продукта приносит два вопроса:
    1. Бизнес-цели, котороые необходимо реализовать в спринте.
    2. Элементы бэклога продукта для достижения бизнес-целей.
  2. Скрам-мастер убеждается, что событие состоялось, уложилось в отведенное время и все присутствующие понимают его цель.
  3. Команда разработки самоорганизовывается и:
    1. определяет количество элементов бэклога продукта, которое попадет в бэклог спринта.
    2. оценивает объем текущего спринта.
    3. составляет план реализации.
  4. Владелец продукта помогает понять выбранные элементы бэклога продукта.
  5. Если работы получилось слишком много или слишком мало, команда разработки и владелец продукта корректируют объем.
  6. Скрам-команда определяет цель спринта.

В результате планирования для первых дней спринта должны получится элементы бэклога спринта длительностью не более одного дня.

Цель спринта

  1. Является для команды необходимым ориентиром для реализации элементов бэклога продукта.
  2. Объясняет, для чего создается инкремент.

Пример цели спринта – элементы бэклога продукта, реализующие одну связную функцию. 

Результат встречи

  1. Бэклог спринта.
  2. План его реализации.
  3. Цель спринта.
  4. Команда разработки может объяснить, как в рамках самоорганизации она достигнет цели и создаст инкремент.

Длительность

Спринт, неделиДлительность, час
48
24
12

Заключение

Осталось проверить алгоритм в действии. Удачи, друзья!

Facebook Comments