The STATIK A3 – инструмент запуска Канбан-системы с нуля

Коллеги, всем привет!

Если вас мучал вопрос «Как начать внедрение или запуск Канбана с нуля?», у меня есть для вас проверенный временем и опытом российского Канбан-сообщества ответ (варианты в порядке убывания):

  • посетить тренинг по Канбану;
  • делать по наитию;
  • прочитать книгу «Канбан. Краткое руководство»;
  • воспользоваться подходом S.T.A.T.I.K.

Если ваша интуиция молчит, а возможности пройти тренинг нет, то количество вариантов сокращается до двух: книга и STATIK. В работе мы часто обращаемся к последнему и его бережливой версии The STATIK A3 (автор Алексей Жеглов).

Хочу поделиться с вами русским переводом и инструкцией по заполнению. Напомню, что он позволяет системно подойти к созданию первого прототипа Канбан-системы. Для тех, кому было сложно разобраться в S.T.A.T.I.K, это самое то.

The STATIK A3 на русском.

Скачать версию для заполнения можно по ссылке ниже.

В оригинале STATIK распечатывается на бумаге размером A3. Отсюда и происходит его название. Он предназначен для заполнения карандашом, а ограничение размера бумаги необходимо для того, чтобы отразить только самое важное.

В наших открытых воркшопах мы заполняем STATIK A3 на флипчарте формата А0. Не сговариваясь с нами, наши друзья из СИБУРа специально подготовили версию для печати для любителей А0. По общей договоренности делимся с вами их файлом тоже.

Ниже приведены инструкции по заполнению The STATIK A3 на русском языке.

Сервис и менеджер

Пожалуй, один из самых важных разделов инструмента. Ответьте на вопросы, что у вас за сервис поставки и кто менеджер этого сервиса?

Вспомогательные вопросы: какой сервис вы оказываете? Кто отвечает за то, что сервис будет оказан вовремя и с надлежащим качеством?

Здесь под словом «сервис» понимается ваша деятельность. Представьте себя и свою работу услугой, которую вы оказываете вашим клиентам (заказчикам).

Источники неудовлетворенности

В этом разделе нужно отразить внутренние и внешние (с точки зрения клиента) источники неудовлетворенности и изменчивости.

Внутренние источники неудовлетворенности – это то, чем недовольно сама команда сервиса.

Примеры внутренних источников неудовлетворенности: перегрузки, переработки, частое переключение между задачами, частые простои, блокировки не по вине исполнителей, ссоры и конфликты с заказчиками.

Внешние источники неудовлетворенности – это то, чем недовольны заказчики сервиса или смежные сервисы.

Примеры внешних источников неудовлетворенности: слишком большие сроки, нарушение обещаний по сроками, непрозрачность рабочих процессов, конфликты и ссоры с исполнителями.

Анализ запросов

Этот раздел содержит шаблон анализа запросов (автор Дейв Уайт).

Какая работа к вам приходит? Истории, собранные в этом разделе, часто содержат слова, которые раскрывают типы рабочих элементов, скрытую информацию о рисках, неудовлетворенные ожидания, внешние и специфичные зависимости (раздел 3 “Отображение рабочих процессов”), неявные классы обслуживания (раздел 4).

Для каждого типа рабочего элемента соберите следующую информацию:

  • Источник запроса – от кого приходят запросы на поставку типовых рабочих элементов. (Пример: пользовательская история, проект, тех. долг, договор, оформление сделки, инцидент, соискатель и так далее).
  • Место назначения – куда поставляются результаты работы сервиса. (Пример: они могут возвращаться заказчику или передаваться ниже по течению: в маркетинг, соседнему сервису, а могут оставаться в сервисе).
  • Частота возникновения. Здесь нужно отразить количество запросов в единицу времени. (Пример: “У нас 300 элементов в бэклоге” – это не то. Если вам дадут такой ответ, спросите, откуда эти элементы и как попали в бэклог. Хороший пример: два раза в неделю).
  • Характер (или природа) запроса – обратите внимание на любые закономерности. (Пример: прибегает в последнюю минуту; ссылается на ген. директора; спокойный, можно договориться).
  • Ожидания клиента – когда заказчик ждет поставки элемента, даже если это ожидание необоснованно. (Пример: через неделю, через два дня, сегодня, по готовности).

Отображение рабочих процессов

Нарисуйте рабочий процесс для нескольких типов рабочих элементов (мы рекомендуем 3-4). Есть ли сходства и различия между ними? Есть ли одновременная и неупорядоченная деятельность? Есть ли внешние зависимости, риски и т.д.

Рисовать можно любым удобным вам способом: например, человечков, передающих работу с этапа на этап. Или отразить каждый из этапов на стикерах. Или же использовать блок-схему. Или использовать карту поставки ценности и построить ее с конца на примере последней типовой работы, которую сделал ваш сервис.

Классы обслуживания

Для каждого типа рабочего элемента укажите класс (ы) обслуживания, их политики и ожидания поставки.

Всего есть четыре архетипа классов обслуживания. Они основаны на стоимости задержки. Задайте вопрос для каждого типового элемента из раздела 2: «Сколько денег мы потеряем, если не будет делать эту работу прямо сейчас?». Варианты ответов:

  1. Сразу теряем очень много. Нужно делать прямо сейчас, срочно. Это ускоренный класс обслуживания.
  2. Ничего не потеряем до тех пор, пока не наступит дедлайн. Нужно сделать к определенной дате. Это класс обслуживания для задач с дэдлайном.
  3. Будем медленно терять, если не сделаем эту работу. Это стандартный класс обслуживания.
  4. Очень долго ничего не будет терять, если не будем делать, но когда критическая масса таких задач накопиться, бизнес может остановиться. Нематериальные задачи, улучшайзеры. Задачи, которые экономят нам время, автоматизируют типовые операции, сохраняют наши технические системы в актуальном состоянии. Это нематериальный класс обслуживания.

Каденции по пополнению и поставке

Укажите для каждого типа рабочего элемента входную и выходную каденцию – частоту наполнения и поставки типового элемента сервисом.

Здесь речь идет о том, что какие-то типовые элементы мы можем брать в работу раз в неделю, а какие-то не обязаны ждать общего пополнения и передаются в работу по мере поступления.

Также и с планированием поставки.

Здесь важно договориться о дате и времени в календаре, когда вы это будете делать.

Визуализация Канбан-системы

Сделайте набросок, прототип будущей канбан-доски, определите основные элементы. Они могут включать в себя отдельные дорожки, двухуровневую структуру, использование цвета для карточек и так далее. Нет необходимости делать в этом разделе миниатюрную копию фактической доски – важен именно набросок.

Фотография с тренинга Kanban System Design.

Если у вас остались вопросы по заполнению The STATIK A3, пишите мне в Telegram или Facebook. Всем отвечу по мере возможности.

  • Скачать инструкцию на русском можно здесь.
  • Скачать примеры заполнения – здесь.

Переводили вместе с Марией Украинцевой. Обкатывали в полях, на митапе в Додо и многократно на открытых тренингах. Работает всегда.

Удачи в использовании!